И на радость американской детворе добрых пришельцев изо льда вырезал.
В одном маленьком Нижнем Тагиле ледовых городков зимой больше, чем в целой Америке – там они редкость даже на Аляске. И строят их русские мастера. «Самые лучшие скульпторы – в России. У американцев слабая фантазия. Они любят наивные детские темы для скульптур: робот из «Звёздных воин», целующиеся лебеди… Уровень скульптур, как у нас лет десять назад», — рассказывает ледовый скульптор из Нижнего Тагила Эдуард Пономаренко, который, кстати, в этом году и для тагильчан построил главный ледовый городок на Театральной площади. Но в американских городках строил то, что нравится тамошней детворе: летающие тарелки и инопланетян – добрых, улыбающихся.
Снежных городков на Аляске мало, зато там проходит самый престижный международный фестиваль ледовой скульптуры Ice Alaska. Мастер из Нижнего Тагила в этом году участвовал в нём уже в пятый раз. Жюри конкурса никогда скульптора из российской глубинки не обижало – то серебро дадут, то бронзу. Но фестиваль 2015 года стал для тагильчанина триумфальным – из Аляски он впервые привёз «золото», да ещё сразу две медали.
Украшают Эдуарда Пономаренко не только награды, но и скромность. Всем иностранным участникам Ice Alaska помогают приезжать туда местные власти. Он ездит сам. Назанимает денег, а в Америке отрабатывает на строительстве городков. Ведь неизвестно, займёт ли призовое место, за которое положен денежный приз. Но за пять лет участия в фестивале Эдуард Пономаренко, как видно, понял, чего от мастеров ждут американцы.
— У каждого фестиваля своя специфика, и мы её учитываем. Если это фестиваль у Храма-на-Крови, это святые образы, если фестиваль в США – мы стараемся сделать то, что нравится американцам и что может понравиться американскому жюри. Они любят авангард, и в этом году мы выступали в категории «Абстракция».
– Скульптуры, которые принесли вам золотые медали, — это «Древний хранитель» и «Духи магического танца». Расскажите о них.
– Это не дракон, хотя все его так называют. Это некое существо типа шамана, на котором надет череп волка. Это хранитель древности. Он передаёт шар ребёнку, а в его лице всему человечеству, – это может быть знание, дар. А работа «Духи магического танца» состоит из четырёх фигур: шаман и духи мороза, огня и воды. Мы их между собой называли «танцующие доллары» из-за S-образной формы рук. При этом они ещё жонглируют кубиками, шариками и треугольниками.
– В «Одиночном блоке» вы работали вместе с соотечественником Иваном Зуевым. А в «Мульти-блоке» к вам присоединился мексиканец Хулио Мартинес. Как складывались взаимоотношения с ним?
– С мексиканцем мы тоже второй год уже выступаем, есть, конечно, небольшие сложности – человек совершенно не знает русского языка, зато прекрасно владеет тремя другими. И всё же мы нашли общий язык. Художники – это вообще раса, которая не имеет национальности и языка, поэтому мы прекрасно понимали друг друга.
– В марте, когда проходил фестиваль, на Аляске было неожиданно тепло. Как это повлияло на ход работы?
– Да, там была плюсовая температура и повалил мокрый снег. При любой погоде можно работать. Плохо, когда не ожидаешь такой погоды. Если едешь на фестиваль в Европу, то знаешь, что там будет плюс, и соответственно планируешь сделать фигуру более устойчивую, где меньше склейки. А тут пытаешься удивить отвесными элементами – и вдруг плюс. А вообще Аляска – это очень яркое солнце, прожигающее, приходится прятать работы, натягивать тенты, загораживать лесами. Аляска похожа на Средний Урал и вообще на среднюю полосу России. В течение месяца, пока я там находился, было от –45 до +8.
– Пришлось внести изменения в скульптуры?
– Некоторые элементы убрали, но об этом знаем только мы с Иваном.
– Этап «Одиночный блок» — это глыба льда весом в 3,5 тонны (для сравнения – при строительстве ледового городка на Театральной площади в этом году использовались глыбы весом 70–80 килограммов). «Мультиблок» – десять таких глыб. Как вы работаете с такими объёмами?!
– Весело! Нам же дают технику. На фестивале строят не так, как в России – не всё сразу, а постепенно. Внизу работают с глыбой, потом поднимают и ставят. Но в первый раз, когда мы приехали, боялись тракторов этих. Ими же надо как-то управлять, а по-русски их водители не понимают. Приходилось поднимать все вручную, на себе таскали.
– А высота фигур какая?
– В «Одиночном блоке» — до 5 метров, в «Мультиблоке» — до 10 метров.
– Наверное, фестиваль очень популярен среди американцев?
– Да, многие туда приезжают посмотреть на фигуры. Фестиваль проходит на территории заповедника. К скульптурам часто лоси выходят. Выйдут, походят между фигур и дальше идут.
– Много россиян на фестиваль приезжают?
– Кроме нас, постоянно приезжает ещё скульптор из Ижевска. Бывает, что человек 10–15 собираются. Нам тогда дают отдельный домик для проживания подальше от всех.
Летом Эдуард Пономаренко планирует участвовать в фестивале «Лом», где делают металлические скульптуры – не всё же с хрупким льдом работать.
Текст: Ольга Думченкова
Фото: www.icealaska.com, ИА «Все новости»
Виват,Эдуард! Виват,Россия!
Нет, всё-таки я – неисправимый патриот. Прямо распирает от гордости за земляка!
Удачи в творчестве! Молодец!