ПТ, 29 марта 2024 | В Нижнем Тагиле:-10.4°C

«Вагоны ломаются, что говорить о нас!» – водитель тагильского трамвая рассказывает о своей работе в проекте Real Talk

Real Talk («Рил ток») – сленговая фраза, обозначающая откровенное, правдивое высказывание. Мы вынесли её в название нового спецпроекта ИА «Все новости», в котором жители Нижнего Тагила честно рассказывают о своих профессиях.

Мария стала водителем трамвая в начале 90-х годов. Она наблюдала, как на Тагилстрое закатывали в асфальт пути. На её глазах город наводнили маршрутки, которым трамваи уступили в популярности. При ней в Нижнем Тагиле появились новые вагоны «Уралтрансмаша», которым уступили место трамваи «Усть-Катавского вагоностроительного завода». О 12-часовых сменах с 4 утра, ломающихся трамваях, дерзких автомобилистах Мария рассказала для нашего проекта Real Talk.

Словарь водителя трамвая
Одиночка – состав из одного вагона
Двойник – состав из двух вагонов. Ездить на двойнике сложнее, его габарит – 30 метров.
Корыто – новый низкопольный трамвай. Низкая часть у него в середине вагона, а крайние площадки выше по уровню, на них нужно подниматься по ступенькам.
Влюблённые – машины, столкнувшиеся на рельсах и мешающие движению.


Один день водителя
Встаёшь в три часа ночи. Едешь в 4.20 на «дежурке» на работу к 5 часам утра. Берёшь вагон в тупике, в темноте. Моешь его внутри и снаружи. Проходишь предрейсовый контроль. И каждый в своё время выезжает на линию. И целый день, по 12 часов на нём. В 5.20 выезжаешь и в 18.20 заезжаешь. Минус 2 часа на обед. Нужно быть пунктуальным до минуты, но это не трудно, быстро привыкаешь.

По ночам не страшно ездить. Да ты и не один в вагоне. Был случай на Вагонке- сели какие-то зеки только что освободившиеся. И начали там что-то доказывать на своём языке. Я вижу в зеркало, что назревает конфликт. Стоит только водителю открыть дверь, сразу разрешаются почти все проблемы.

Чтобы сходить, например, в туалет, водителю не обязательно ждать обеденного перерыва. На конечных остановках есть диспетчерские. Конечно, маршрут №12 круг проходит примерно за 2 часа. И поэтому можно на Кушве во время остановки сбегать. Никто тебя не накажет за это. А потом на перегонах нагоняешь потраченное время, чтобы не отклоняться от расписания.

Режим работы 2 через 2. Бывает разрывной график – утром и вечером пять дней в неделю. В месяц положено отработать 160 часов. Зарплата зависит от многих факторов – от классности, например. Кто впервые пришёл, у них может даже 10 тысяч не выходить (руководство “Тагильского трамвая” говорит, что начальная зарплата составляет 15 тысяч рублей – прим. ВН). Чтобы на класс выше сдать, нужно минимум три года отработать. Я получаю около 20 тысяч.


Как стать водителем трамвая
Стоял 1992 год. Вообще не было никакой работы. И я увидела объявление о наборе. Прошла шоферскую комиссию на водителя. И меня взяли сначала кондуктором. Нет, кондукторов тогда не было. Тогда стояли «будашки», где продавали билеты. И вот я в этой «будашке» отработала полгода, чтобы потом стать водителем, продавала абонементы. И в это время училась. Мы тогда учились полгода, а не три месяца, как сейчас (по данным руководителей “Тагильского трамвая”, три месяца – это срок изучения теории, общая продолжительность – 6 месяцев, – прим. ВН). Поэтому сейчас они мало что умеют, а нас учили от души. Профессия-то серьёзная. И она мне нравилась всегда.


О нюансах управления вагоном
По третьему маршруту у нас сейчас время для прохождения круга сократили с 40 минут до 34. 6 минут – это очень много. В итоге девчонки стали гонять. Хорошо, когда погода хорошая. А начнётся юз? Это когда тормозов нет, и трамвай несётся всё быстрее. Стоит кто-то на путях, не стоит – он столкнёт. Вагон весит 20 тонн. Представьте, как он несётся с горки у театра драмы… Так что это опасный вид транспорта, не меньше, чем машина.

Аварийный тормоз конечно, есть. Но всё зависит от водителя – как он умеет управляться с вагоном. Есть такие, которые постоянно «дёргают» – газ, тормоз, газ, тормоз. Манера вождения у каждого своя, что на машине, что на трамвае, что на поезде. Даже в разных городах. Вы можете приехать в Екатеринбург – там по-своему водят трамваи. Они скоростные, там больше расстояние между остановками. У нас очень часто остановки сделаны, поэтому нам разогнаться особо негде. А ещё машины. Пешеходы.


Трамвай против автомобиля
Меня учили видеть на две машины вперёд, чтобы быть готовой к нюансам на дороге. Поэтому ДТП у меня очень редко случаются. Пару лет назад было одно. Зима. Боковым зрением я его увидела, что его несёт и прямо мне в середину. Тормозить мне уже поздно было. Разворотила ему «морду». Он сказал, что тормоза отказали. Но видно же было, что на дороге лёд, а он нёсся на большой скорости – никакие «липучки» не выдержат. Или однажды поворачивала на ГГМ. А автомобиль стоял на рельсах. У меня «морда» прошла, а боком я его задела. Он вызвал ГИБДД. Первое, что они ему сказали: «А что вы вообще делали на рельсах?». Пришлось ему подписать мне бумагу, что он виноват.

Автомобилистов не зря называют автолюбителями. Им же даже в справке пишут «автомобилист-любитель», потому что на профессионала нужно учиться в училище. Нарушают они очень часто. Я всё хочу позвать кого-нибудь из ГИБДД проехать со мной в кабине кружочек по тройке. Есть любители развернуться там, где нельзя, проехать на красный. Их видишь заранее – вырабатывается чутьё со временем. Если он едет вдоль линии, даже не показывая поворотник, я уже понимаю, что он может повернуть. И точно, начинает поворачивать! И, конечно же, он трамвай не замечает, трамвай же маленький! Если мужчина за рулём – бывает, так и скажешь ему: «Чё, в зеркало-то губы красишь?». Бывает, и в нецензурное форме, потому что не выдерживаешь.

По центру города ездить сложнее. Приходится сосредоточенно ехать. Сравните с Вагонкой, где трамваи ходят по изолированным от проезжей части путям. И если водителя с Вагонки посадят на тройку, у него волосы дыбом встанут.

Был случай на Циолковского. Тонар гружёный нарушил правила. С Красного Камня он ехал во второй полосе. Все двигались на зелёный. А он со второго ряда поворачивает и сшибает полностью вагон на соседние рельсы, обеими тележками. Кабину ему, конечно снесло. Девчонка-водитель даже уволилась после этого.


Трамвай и пешеходы
На Старой Гальянке был случай – мужчина шёл вдоль рельсов, там, где забор. Он был в чёрном, ночью. Водитель его не увидела. Если ты попадаешь под трамвай, то шансов выжить практически нет.

На сцепках дети стали реже кататься. Но тоже бывают инциденты. По ВМЗ я ехала. И ещё держала в голове, что, возможно, ребята катаются. Как чувствовала: со встречного трамвая мне прямо под колёса выкатился один. Исключительно за счёт быстрой реакции я успела остановиться.


Почему трамваи не всегда подбирают бегущих за ними пассажиров
Если вагон уже тронулся, нужно снова остановиться, только тогда двери снова откроются. И если я понимаю, что по времени не успеваю это сделать, то не буду сажать человека. Конечно, звонят потом диспетчерам и ругаются, что их не подобрали. Но я не обязана ждать. За 1-2 минуты надо быть на остановке, если ты хочешь вовремя уехать.



О проблемах тагильского трамвая
Стрелки у нас не работают. 21 век. «Космические корабли бороздят», а стрелки не работали, не работают, и не будут работать. Автоматические стрелки остались только на Вагонке и на Островского. Там на контактном проводе есть датчик, который определяет, с какой стороны подъехал трамвай, с током или без тока. И в зависимости от этого переводится стрелка. Но таких почти нет, остальные все переводим вручную.

Рельсы кудрявые. Если сделать фото на спуске, например, от Уральского проспекта к Четвёртому микрорайону, это будет видно. На Красном Камне и Вые есть участки – подъём к Юбилейному, на Циолковского – пути как стиральная доска. Такая дребезжалка! А если ещё и вагон жёсткий, то позвоночник ссыпается вниз. Вагоны из-за этого очень быстро ломаются. А что тогда уж говорить о нас – мы живые, мы не железо! Но это полбеды. Рельсы в Тагиле не калёные! На железной дороге используются калёные рельсы, они прочнее и служат гораздо дольше.



О новых трамваях
Тяжело на новых вагонах работать. Они очень жёстко идут. Они как телега, у которой ни рессор нет, ничего. Я бы сейчас с удовольствием прокатилась на старом усть-катавском трамвае. Но они, конечно, своё изжили. Там много недостатков: в новом дверью невозможно прищемить человека, если она натыкается на препятствие, то автоматически открывается.

Новые усть-катавские вагоны ведь тоже есть, они по Москве ходят. Но почему-то их не стали закупать в Нижний Тагил. А «Уралтрансмаш»…. Ну что могли военные придумать?

Новые вагоны управляются педалями – если какое-то препятствие, ты отпускаешь педаль, и вагон автоматически останавливается. Очень резко останавливается. Почему сейчас и участились случаи, когда пассажиры падают и травмируются. Надо держаться за поручни обязательно.

В новых вагонах стоит компьютер, очень много электроники. Старый вагон при поломке, если двигатель не отвалился, ты может правдами и неправдами дотащить в парк. А здесь если компьютер сказал нет – значит, нет. А буксиры не очень любят девчонки. Потому что на буксире сломанный вагон не тянут, а толкают сзади. Ничего же не видно! Хорошо, сейчас есть сотовые телефоны. И водитель сломанного вагона звонит буксирующему и сообщает о препятствиях впереди. Раньше для этого на заднюю площадку ставили кондуктора, и она сигналами показывала ситуацию на путях. Но представляете, сколько это времени пройдёт – пока она увидит, пока подаст сигнал, пока ты на него среагируешь. Но в целом, я бы лучше сама толкала, чем толкали бы меня. Так хотя бы контролируешь ситуацию.



О романтике вождения трамвая
В этой работе есть романтика. Мне с детства подобное нравилось – работать с техникой. Велосипеды сама собирала и разбирала. Мне их не покупали, на свалке насобирала запчастей и собрала себе велосипед.

В том же самом контроле тоже есть свой кайф: ты видишь какое-то препятствие, что машина что-то хочет вычудить, предугадываешь и контролируешь. Многим же нравится за рулём кататься. То же самое и здесь.

Текст: Ольга Рыжих
Иллюстрации: Squirrel Band

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

29 комментариев

  1. Руководители вам не стыдно за зарплату 20000 у своих подчиненных, стыдоба B-)

  2. Занятно. Я бы и сам с удовольствием пошёл работать водителем трамвая, однако их зарплаты слишком унизительные. Тем более для мужчины.

  3. За такой график и двадцатка, а то и того меньше. Капец конечно.

  4. А вообще, у меня складывается ощущение, что в Тагиле целенаправленно не допускают развитие цивилизованного общественного транспорта. Отсюда и проблемы трамвая и беспредел маршрутчиков. Кому-то это выгодно. Кто-то с этого хорошо кормится. И подкармливает нужных людей. А на удобство и комфорт горожан они плевать хотели. Мы для них быдло и дойная корова, не более.

  5. в городе пинаевщина все ломается

  6. По поводу автоматических стрелок не совсем точно.Их несколько больше-есть ещё на Н.Кушве и Ленина-Мира.Но очень часто ломаются и длительное время не работают.На перекрестке Фрунзе-Космонавтов их нет и при реконструкции не автоматизировали.На Вагонке при повороте из центра города на Юности стрелка вообще на проезжей части.Водитель рискует быть сбитым!

  7. Дикий век, дикие нравы,- романтизму нету, а вы говорите стрелки не автоматические!

  8. Да…я то думал водители по 35-40тыс получают,а оно вон как..

  9. О качестве вагонов УТМ не говорил только ленивый,но это общая беда многих производителей.Те же Усть-Катавские вагоны далеки от совершенства,к тому же именно они превращали пути в “стиральную доску”. Москва сейчас от них избавляется и покупает Витязи ПК ТС.Относительно ” жесткости” вагонов УТМ-у них есть возможность комплектации тележками с двойным подвешиванием,почему это не сделали?Экономия?Поддержка местного производителя-“либо так,либо никак”Вся надежда на новую модель-71-415.

  10. Рельсы не кривые! Это Обама сломал их. Вот доказательства: https://www.youtube.com/watch?v=DIpy2U7eynY

  11. Коренной житель тагилстроя! И где это на тагилстрое закатывали пути в асфальт?

  12. Хочу выразить благодарность всем работникам тагильского трамвая! (Не искал как правильно называется) в отличие от прежних времён, трамвайное сообщение отличное! Всё качественно и вовремя! Жаль только низкооплачиваемых работников, и ещё ровность трамвайных путей на пересечении с автодорогами желательно улучшить!

  13. Люблю трамвай.. всегда выбираю этот вид транспорта. ☺☺☺

  14. Мне понравились иллюстрации к тексту.Искренность и профессионализм водителя подкупают.

  15. Ольга Рыжих молодец!

  16. А вот мне интересно,кто лично дал добро на закупку вот этих низкопольных корыт? Конкретно фамилию.Пусть ему люди конкретно “спасибо” скажут.

  17. Водители трамваев настоящие драйверы-респект!!!!! Новые трамваи-это всё же благо,если вспомнить старые…..И очень бы хотелось,чтобы пути мэрия обновила в ближайшем будущем-от Восточной до Мира,на Ленина(особенно от Александровского до Музея)и уж совсем непонятно,когда была реконструкция моста на Фрунзе-очень просто было обновить пути хотя бы до Рудоуправления-такой “стиральной доски” по всему кругу ” тройки” больше нет,но почему-то обновление закончилось чуть дальше моста,хотя дорога была закрыта до перекрёстка…..Что мешало???

  18. Тяжело на новых вагонах работать. Они очень жёстко идут. Они как телега, у которой ни рессор нет, ничего. Я бы сейчас с удовольствием прокатилась на старом усть-катавском трамвае— Точно ! Тоже замечал, такая ужасная дребезжалка ! Это же надо было догадаться без амортизации колес разработать трамвай. Тот кто дал добро на закупку— враг народа, при Сталине расстреляли бы. Ну ничего наш Ваня нормального не может произвести, если даже вагоновожатые чертыхаются.

Оставить комментарий или два