С начала 2021 года банковские мошенники выманили у жителей Нижнего Тагила и пригорода более 12 млн рублей. По данным МВД, вернуть жертвы смогли только 4 млн.
Несколько лет назад был мошенники работали по простой схеме: внезапными звонками “ваш сын устроил ДТП, срочно заплатите» вытягивали у сбережения у горожан. В последние два – три года тактика изменилась. Полиция столкнулась с волной телефонных мошенничеств, рассказал на пресс-конференции глава местного МВД Ибрагим Абдулкадыров. С начала года в правоохранительные органы поступило около 400 заявлений о таких аферах. Половина – это звонки из «службы безопасности банка” (194), сообщил врио начальника полиции Вадим Саматов. По поводу краж денег с карт обратились 135 горожан. 62 лишились денег во время сделок на сайтах объявлений. Меньше всего тагильчан поверили мошенникам в соцсетях – зафиксировано 30 таких преступлений. Тем не менее, количество пострадавших стало почти вполовину меньше по сравнению с прошлым годом.
Ущерб от банковских преступлений – более 12 млн рублей. Вернуть из них тагильчане смогли только около 4 млн рублей. В основном это случаи, когда карту потеряли или похитили. Тогда устанавливается подозреваемый, и, как правило, ущерб возмещается.
Поверив аферистам, тагильчане берут кредиты на огромные суммы в миллионы и сотни тысяч рублей. Например, недавно 46-летний работник “Уралвагонзавода” взял кредит на миллион рублей и перевел их аферистам. Вернуть эти деньги практически невозможно, даже если у пострадавшего есть на руках постановление о возбуждении уголовного дела, говорит председатель нижнетагильского отделения ассоциации юристов Олег Герасимов.
«К нам приходят, просят подготовить исковые заявления к банкам о возмещении ущерба. Но суды им отказывают, потому что списание денег произошло по вине самого гражданина, так как он предоставил свои секретные данные – пин-код и номер карты. У человека может быть на руках постановление о возбуждении уголовного дела, но суды никак не реагируют.
Мы анализируем действующее законодательство и пришли к выводу, что оно стоит на страже интересов не граждан, а коммерческих банков. Например, федеральный закон о национальной платежной системе выстраивает систему отношений между банком и гражданином так, что вся вина и ответственность – на человеке, на слабой стороне. А не на сильной стороне, которой является банк», – сообщил Олег Герасимов.
Мошенники – хорошие артисты с высокой скоростью протекания умственных процессов, говорит психолог Алена Коротких. Пока обычный человек медленно соображает, что происходит, преступник уже находит варианты обмана.
Основная рекомендация, которую даёт полиция, – не развивать диалог с мошенниками, а сразу прерывать звонок. Если представляются кем-то из силовых ведомств, это легко проверить – номера дежурных частей есть на сайте МВД Свердловской области и Нижнего Тагила. В случае звонка из «службы безопасности банка», перезвоните в свой банк, уточните информацию.