В Нижнем Тагиле мастера по ремонту техники научились зарабатывать по 20-30 тыс рублей за считанные минуты. И дело вовсе не в профессионализме и высоком качестве услуг. Умельцы выкатывают клиентам круглые суммы за каждую, даже самую простую манипуляцию. В такую переделку попал пенсионер из Нижнего Тагила: простая замена пульта от телевизора обошлась ему в 20 тыс рублей.
Пульт от недавно купленного ТВ внезапно перестал реагировать на нажатие кнопок. 85-летний Юрий К. запаниковал, что больше не сможет смотреть любимые передачи. Объявление с обещанием всё починить быстро, по-соседски, нашёл в почтовом ящике. В назначенный час приехал молодой специалист.
«Мастер объяснил, что пульт стоит 3 600 рублей. Дед дал ему 5 000 и позвонил мне. Я удивился цене и позвонил в магазин радиотоваров. Там сказали, что действительно, есть такие пульты, но мы их не возим. Потом уже у мастера по телефону поинтересовался, действительно ли столько стоит. Ответил, что пульт оригинальный, а значит дорогой», — рассказывает родственник Юрия.
Родные успокоились, а через полчаса дедушка перезвонил, сказав, что всё заработало. Но сумму не озвучил. Уже на следующий день близкие проведали пенсионера, посмотрели квитанцию и «присели». За свои услуги мастер взял 20 тыс рублей. Это ещё с учетом скидки за возраст клиента.
Расклад получился такой: замена пульта 3 600 рублей, настройка пульта 5 160, подключение пульта 3 490, обновление прошивки Smart TV 2 690, восстановление питания пульта 1980, обновление ПО телевизора 3 640, сопровождение покупки 1 680, снятие окиси с контактной платы 3 760.
«Получается, что дедушку приболтали и только дали бумажку подписать. Настройка пульта аж дважды указана, а только за замену батареек почти две тысячи. Обновление, которое он вряд ли заказывал, вообще делается нажатием двух кнопок», — продолжают близкие пострадавшего.
Объявление, которое «помогло» тагильскому пенсионеру лишиться денег, можно встретить чуть не в каждом городском подъезде. «Уважаемые соседи! Ремонтирую компьютеры и ноутбуки. Удаление вирусов, установка программ, настройка и ремонт, чистка от пыли и грязи. Качественно и недорого», — обещают с бумажки в клеточку.
В листовке указано имя Роман и номер телефона, а вот на вызов приезжают совсем другие люди. Оказалось, что первым делом клиенты попадают на диспетчера, задача которого – распределить заказы по специалистам. Причем номер телефона зарегистрирован в Тюменской области, там же принимают звонки. Сам диспетчер никак не смог объяснить наглое ценообразование, а назвать пострадавшим организаторов такого бизнеса отказался.
В Роспотребнадзоре по просьбе ИА «Все новости» изучили квитанцию, которую выписали пострадавшему пенсионеру из Нижнего Тагила. Специалисты признаются, что наказать таких дельцов очень сложно – они выдают бумажку без каких-либо опознавательных знаков. Поэтому непонятно, кто вообще предоставляет услугу.
«В этом документе я не вижу никого, кто бы представлял хозяйствующий субъект – ИП или ООО. Указан некий исполнитель Стариков. Если это частное лицо, то практически ничего не сделать, — констатирует руководитель консультационного пункта нижнетагильского Роспотребнадзора Александр Башкиров. – Даже если провести проверку о злоупотреблении правом ценообразования, то тут физик с физиком заключили договор. А если предположить, что это фирма, то данных о ней в документе нет, и непонятно, как мы этот договор привяжем к этой фирме. Организация может сказать, что это – не мы. Я понимаю, что это кошмарные цены за непонятные услуги. Вся проблема в том, что нет субъекта. Это всё равно, что на рынке одна бабушка торгует грибами за 10 рублей, вторая – за 100. Это её право там торговать так».
Другое дело, если попытаться доказать, что работают такие мастера на регулярной основе, а значит, занимаются извлечением прибыли. В этом случае они подпадают под действие закона о защите прав потребителей. Тогда должны быть доказательства ведения такой деятельности. Причем бремя доказывания несёт потерпевший. А органы МВД, если заинтересуются этой темой, могут установить принадлежность сотовых телефонов с объявлений и отследить всю бизнес-цепочку.
По словам нескольких пострадавших тагильчан, обращения в полицию пока безрезультатны – по всем материалам отказали в возбуждении уголовного дела. В местном УВД рекомендуют горожанам выбирать проверенные годами сервисы, советоваться с родственниками, а также запрашивать у специалистов полный пакет документов.