ПН, 4 ноября 2024

В Нижнем Тагиле посчитают выбросы от автомобилей с помощью искусственного интеллекта

В Нижнем Тагиле изучат, как изменились выбросы от автотранспорта с 2020 года. Для этого исследуют потоки машин на 50 самых загруженных городских улицах. Итоги помогут экспертам Минприроды России понять, какие результаты приносит федеральный проект «Чистый воздух» и что ещё можно сделать для улучшения экологии города.

В 2019 году 12 промышленных центров: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита включили в эксперимент по квотированию выбросов. К 2026 году общее состояние атмосферного воздуха в каждом городе эксперимента улучшится минимум на 20%. Двигаются к цели за счет уменьшения загрязняющих веществ от предприятий, домов с печным отоплением и транспорта. Чтобы понять, как на воздух влияют машины, в 2020 году на улицах городов-участников проекта сделали сводные расчёты выбросов. Тогда на долю загрязнения воздуха автотранспортом приходилось 9% всех годовых выбросов в атмосферу – больше 23 тысяч тонн. В 2023 году Минприроды России проверит, как изменились эти данные в динамике.

Сейчас подведомственная структура министерства, ВНИИ Экологии, завершает подготовку к обследованию и уже в ближайшие недели начнет работу непосредственно на дорогах Нижнего Тагила.

«Для подсчётов выбросов транспорта есть методика Минприроды России, руководствуясь которой нужно проводить натурные обследования. Они делаются либо физическим подсчётом, что не очень хорошо влияет на качество выборки, потому что иногда поток машин не позволяет одному человеку оперативно считать транспорт и мы оказываемся заложниками человеческого фактора. К тому же, ручной подсчёт сложно перепроверить. Одной из основных задач при актуализации сводных расчетов для нас была возможность абсолютной прозрачности замеров для нас, общественности, местных жителей. Поэтому мы постарались оптимизировать каждый этап замеров: собирать данные мы будем посредством видеофиксации, а за распознавание данных с видео будет отвечать искусственный интеллект, исключая возможность ошибки. Наша работа будет видна всем желающим, ведь видеозамеры мы будем делать на протяжении 5 дней утром и вечером на каждом отрезке дорог. Операторы будут использовать 4-метровые штативы для максимального обзора, при этом работы никак не повлияют на жизнь города, ведь съемка ведется с обочины», – рассказала ИА «Все новости» начальник отдела информационного обеспечения и сбора данных НМЦ сопровождения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ ВНИИ Экология Екатерина Липина.

Для анализа отобрали 199 участков самых загруженных дорог Нижнего Тагила. Важно, чтобы интенсивность движения на них была выше 300 автомобилей в час. Этими данными с институтом поделились местные власти. В их числе улицы Индустриальная, Циолковского, Серова, Космонавтов, Красногвардейская, Уральский и Ленинградский проспекты, Черноисточинское и Восточное шоссе и другие. Протяжённые дороги для точности исследования разделили на участки: где-то по ходу движения меняется полосность, сужается проезжая часть, снижается интенсивность.

Эксперты не просто считают автомобили, а разбивают их по категориям: легковые, фургоны и микроавтобусы до 3,5 тонн, грузовики до 12 тонн, грузовики свыше 12 тонн и автобусы от 3,5 тонн. Для каждой дороги выбирают определенные часы пик.

«Магистраль может быть транзитной или разделяться по категориям в зависимости от нарастания пробочной обстановки Соответственно для нас имеет большое значение время замеров, мы осуществляем съемку в период максимальной нагрузки на магистраль, разделяя при этом проезжающий транспорт на пять типов автомобилей – начиная от легковых и заканчивая грузовыми большого тоннажа. Как раз за подсчет транспорта и разбивку по категориям отвечает искусственный интеллект. Проведена большая предварительная работа по обучению нейросетей, ведь съемка всегда усложняется погодными условиями: сумерками, дождем, облачностью, ветром. Получившиеся данные после обработки искусственным интеллектом остается вписать в определенные формулы, прописанные в методике. Это дает нам возможность получить нам наиболее актуальную картинку. Если говорить совсем простым языком, то получившиеся в результате расчетов показатели накладываются в специализированной программе на карту города, позволяя сформировать «облака» выбросов над каждой магистралью, что позволяет нам спрогнозировать их состав, объем и радиус рассеивания», – объясняет представитель ВНИИ Экология.

В итоге определяются выбросы транспорта по оксиду углерода, оксиду азота, диоксиду серы, формальдегиду, бензапирену, метану, бензину, керосину и взвешенным частицам. Для подсчёта берут среднее значение выбросов на километр дороги, которое соотносят с типом транспорта.

Получившуюся картинку сопоставят с замерами трёхлетней давности. Получится большой том актуализированных сводных расчетов, где будет видно, как изменилось влияние автомобилей, владений на печном отоплении и предприятий на экологию Нижнего Тагила. Ожидается, что итоги всех исследований мы увидим к концу 2023 года.

Результаты помогут Минприроды понять, какие изменения произошли по сравнению с 2019 годом. С этого времени в экологию города, благодаря участию в федеральном проекте «Чистый воздух», вложили сотни миллионов рублей: закупали автобусы на метане, пополняли парк трамваев, объявили о льготной газификации и реконструкции устаревших котельных.

У информагентства «Все новости» есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо в свой телефон. Подпишитесь, чтобы не пропускать важное.

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus