Добрый день, уважаемые дамы и господа. Эко радио, 103 FM Вместе с вами Вадим и Аня Ширяевы. Сегодня у нас в гостях Игорь Юрлов — начальник управления образования администрации Нижнего Тагила. Добрый день!
Добрый день!
Мы начинаем подводить итоги уходящего года и как раз сегодня поговорим об итогах в сфере образования. Хочу отметить, приход Игоря Евгеньевича вызвал среди слушателей «Экорадио» и читателей агентства «Все новости» ажиотаж. Мы получили много откликов, вопросов и сегодня некоторые постараемся озвучить в эфире и на них ответить. А начать хотелось бы с того, что заканчивается 2013 год. Он был довольно сложный для бизнеса, для государственных, муниципальных структур, есть известные проблемы в экономике. Но, наверное, не все так плохо и сфера образования может похвастаться какими-то успехами?
Действительно, 2013 год был интересным и непростым. И тот интерес, который к вопросам образования проявили слушатели, свидетельствует о том, что это социально важные вопросы. Они интересуют всех, кто неравнодушен к успехам и неуспехами наших детей и к тому, что происходит в системе образования. Показатель жизни в системе образования демонстрируют те проблемы, которые есть в обществе, государстве. В преддверии нового года хотелось бы рассказать о достижениях в Нижнем Тагиле. Прежде всего, в дошкольном образовании. Это очень важный момент. По-прежнему сохраняется достаточно серьезная очередь на места в дошкольные образовательные учреждения. Но в нашем городе предпринимается целый комплекс мер, направленный на снижение очереди в садики. В этом году было открыто два новых детских сада: на Руднике на 110 мест и столько же мест на улице Ермака. Дополнительно были введены 100 мест в действующих детсадах. И приятно отметить, что до конца этого года мы будем стараться открыть еще два садика.
Несмотря на то, что до конца года остается неделя?
Это станет большим подарком и для тагильчан, и для наших детей. На Вагоностроителей в Дзержинском районе будет садик на 200 мест. Второй на Удовенко в районе ГГМ — на 270. Строительство детсадов в следующем году будет продолжено.
То есть более 800 маленьких тагильчан получат свою заветную путевку в дошкольное учреждение.
Не просто получат путевку, но и будут иметь возможность участвовать в детских коллективах, встречаться с педагогами. У нас 2014 год в этом отношении будет достаточно серьезным, потому что вступает в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Он уже принят, а со следующего года мы начнем его реализацию.
Хочу напомнить и о достижениях этого лета. 100 выпускников школ, которых наградили золотыми и серебряными медалями. Это увеличение числа детей, которые по результатам ЕГЭ набрали выше 80 баллов. Кроме того, это выпускники, которые активно участвуют в олимпиадном движении. В сравнении с прошлым годом здесь мы отмечаем рост. Наши школы являются лидерами национального образования – семь школ стали победителями конкурса среди школ, реализующих инновационные образовательные программы. Они получили гранты по 400 тысяч рублей на реализацию проектов. Пять учителей школ города победили в конкурсе лучших учителей, четыре школьника стали лауреатами премий президента, еще пять – лауреатами премий губернатора Свердловской области.
Достижений много и перечислять их можно долго. Но я хочу обратить внимание на то, что реализуя указы президента России, мы провели работу по приведению в соответствии средней заработной платы педагогических работников.
Я сразу обращаю внимание на то, что в связи с этим есть ряд вопросов от слушателей. Хотелось бы по оплате труда услышать какие-то ваши замечания, оценки.
Направления были таковы: доведение зарплаты педагогов школ до средней заработной платы по экономике. Этот показатель, как и у педагогических работников детсадов, у нас выполняется. И дополнительно, по инициативе главы города, которую поддержала и Дума и общественность, — повышение зарплаты сотрудникам учреждений дополнительного образования.
Конечно, говоря об успехах, мы не можем не упомянуть о тех проблемах, которые 2013 год высветил в образовательной сфере. Это вопрос, который интересует всех радиослушателей, вопрос с питанием.
Да, мы действительно получили огромное количество вопросов, связанных с организацией питания. Там звучали и конкретные образовательные учреждения, например, школа №4, № 64. Но вопросы схожи. Как на сегодняшний день питание попадает в школу?
В последние несколько лет система организации питания в образовательных учреждениях существенно изменилась.
И прежде всего изменения касались борьбы с коррупцией. С которой мы так интенсивно боремся.
На сегодняшний день закупка питания – услуга, которая находится за пределами компетенции образовательного учреждения. Оно объявляет конкурс на услугу питания и на продукты. После ценовых предложений предприниматели реализуют услугу в учреждении. То есть школьная столовая обслуживается не самим учреждением, а находится по договору безвозмездного пользования в компетенции бизнеса. Хотя у нас есть 10 школ, у которых на балансе есть столовые.
Так что проблемы, с которыми мы здесь сталкиваемся, напрямую связаны с качеством реализации услуги. Это вопрос добросовестности и выполнения всех необходимых требований. А вторая проблема – контроль над реализацией услуги. Напомню, детское питание – социально важный момент. И если мы будем закрывать глаза на все то, что происходит в этой сфере, то у нас эти проблемы будут нарастать как снежный ком. Естественно, отдав услугу на аутсорсинг, директор школы не должен успокаиваться на этом. Руководитель и педагогический коллектив обязаны контролировать качество питания и все, что происходит на пищеблоке и в месте, где дети обедают.
Наверное, не только руководители образовательных учреждений, но и родители?
Да.
Сейчас очень активно обсуждаются нормы общественного контроля. Причем не только в школьном питании.
Это действительно так. Мы приглашаем всех граждан, заинтересованных в, том чтобы услуга питания оказывалась качественно, участвовать в общественном контроле. Участвовать в работе комиссий образовательных учреждений, выдвигать требования, претензии, обращаться к администрациям школ и предпринимателям, которые оказывают эту услугу, с требованиями. А в случае нарушения правильности питания или некачественного приготовления пищи, информировать управление образования и органы надзора. Наладив такой контроль, мы обеспечим детям безопасность в плане питания.
Этот вопрос, связанный с различными госзакупками поднимался и во время пресс-конференции, которую давал Владимир Путин. Нужно напомнить, что сейчас, к сожалению, во главу угла встает именно цена. И предприниматель, у которого все в порядке с документами, который предлагает наименьшую цену, становится победителем тендера.
Сегодня законодательство выстроено таким образом, что например Роспотребнадзор не имеет права явиться с контролем в образовательное учреждение, если на то нет причин, то есть обращений граждан. Могут прийти только на плановую проверку.
Но они всем заранее известны.
Да, они объявляются на сайте прокуратуры Российской Федерации, поэтому к этим моментам можно хорошо подготовиться. Но хотелось бы, чтобы общие усилия и администрации и руководства школы и родителей, предотвращали кризисные ситуации, а не боролись бы с последствиями. Здоровье детей – священная ценность и никто не имеет права этой ценностью злоупотреблять. Все пищевые отравления имеют негативные последствия для здоровья детей в будущем.
Хотелось бы остановиться на моменте, связанным с зачислением в первые классы. В первую очередь по праву прописки. Интересная ситуация с многодетной семьей. Двое детей учатся в одной школе, туда их зачислили до возникновения права по прописке. Теперь хотят в ту же школу отдать третьего, но по регистрации он не относится к этому образовательному учреждению. Так вот имеют ли они право этого ребенка зачислить?
Законом об образовании определено, что учреждение закрепляется за жителями конкретного микрорайона. Особенно серьезная ситуация там, где школ недостаточно.
Как раз тут интересуются жители микрорайона Солнечный, они прикреплены к школе №90.
Если географически представить район Гальянки, то он разделен так, чтобы удовлетворить потребности в обучении всех детей. Конечно, тут всегда будут возникать недоумения: почему именно так, именно наш дом, который находится рядом с замечательной школой, относится к другому микрорайону. Мы исходим из того, что количество живущих детей должно быть равномерно распределено по образовательным учреждениям микрорайона. Помимо этого школы имеют определенную емкость — количество мест, которые могут предоставить в первый класс. Как правило, в центре города эта ситуация стоит не так остро, как на ГГМ. Вопрос распределения детей – вопрос безопасности и шаговой доступности школы. Сегодня совместно с депутатами Думы создана рабочая группа. Этот вопрос мы будем еще раз рассматривать. Есть и справедливые вопросы, с предложениями поменять территориальную принадлежность. Но за лидерами всегда будет сохраняться определенный ажиотаж и желание попасть в ту или иную школу. Это все зависит от авторитета заведения. Но нужно стремиться к тому, чтобы дети в начальной школе имели равные условия для обучения.
Ну и какие-то нестандартные ситуации с многодетными семьями прокомментируйте, пожалуйста.
Да, здесь надо исходить из того, если старшие учатся в одной школе, то младшие должны обладать преимущественным правом зачисления, чтобы быть вместе с братьями и сестрами.
И с точки зрения логики, чтобы родителям с утра возить детей в одну школу.
Если у вас есть вопросы такого частного порядка, то обращайтесь в управление образования. Будем рассматривать и всячески содействовать.
Игорь Евгеньевич, есть еще вопросы, касающиеся обеспечения школ спортивным инвентарем. В частности сейчас зимний сезон, поэтому вопрос был относительно лыж. Тем более что Россия заинтересована в развитии спорта, особенно среди детей. Как обстоят дела с закупкой спортинвентаря?
Отмечу, что спортивный инвентарь закупается в школы на средства из областного и федерального бюджетов. Последний раз массово лыжи в школы закупались в 2010 году. И предел износа оборудования еще не наступил. Понятно, что потребность в них в образовательных учреждениях уже может быть наступила. Мы будем эту проблему формулировать министерству образования Свердловской области и делать заявку на поставку спортивного оборудования.
В 2013 году акцент был сделан на закупку в школы компьютеров и мультимедийного оборудования.
Кстати, в связи с этим есть вопрос по школе№1. Там есть мультимедийная доска, но она не работает, потому что нет ноутбука.
Такие доски не обязательно работают с ноутбуком. Наверняка в школе есть компьютер. Нужно будет разобраться, что и почему. Возможно, проблема просто в подключении. Скорее всего, это технический вопрос.
Пару слов о современных технических средствах. Ведь сейчас значительно изменился способ преподавания предметов. Что сейчас стоит на вооружении?
Вот вы уже назвали. Это мультимедиа доски, компьютеры, вэб-камеры, программно-аппаратные комплексы. Кроме того, это современные кабинеты химии и физики.
То есть уже все реально есть и все функционирует?
Да, все есть и, по крайней мере, должно функционировать. Педагоги масштабно прошли повышение квалификации и переподготовку по работе с новыми технологиями, особенно учителя начальной школы. Сейчас во всех школах есть Интернет и локальные сети. Бывая в образовательных учреждениях с проверками или на открытых уроках, видим, как это успешно и интересно демонстрируется. Дети сейчас учатся работать не только с ручкой и мелом, но и со стилусами и клавиатурой.
То есть фраза: «Иванов, иди, намочи тряпку» уходит в прошлое, так?
Безусловно. Такая просьба может показать ученикам, что ты не очень продвинутый юзер. Так, наверное, дети сейчас говорят.
Вопрос от нашей радиослушательницы про отопление. Сейчас зима, а на прошлой неделе температура опускалась ниже -20 градусов. Спрашивают про садик №28 по Фрунзе, 33. Дети там вынуждены ходить в верхней одежде, потому что в группах прохладно. Каким образом осуществляется контроль за отоплением и температурой в учебных помещениях?
Контролем занимаются администрации образовательных учреждений. Они передают информацию о температурном режиме в управление образования. А мы в свою очередь работаем с городской управляющей компанией и, если где-то не выдерживается режим, то этот случай рассматривается отдельно, выясняем причины. Чаще всего это бывает из-за ветхости инженерных сетей, необходимости капитального ремонта и не герметичности окон. За то короткое время, пока проводится модернизация зданий образовательных учреждений, решить все вопросы сразу невозможно. Даже рассматривая проект бюджета будущего года, наша потребность, чтобы комплексно решить проблемы составляет порядка 500 миллионов рублей.
Деньги немалые для муниципальных учреждений.
Да, в основном это здания, построенные в 50-60-х годах, которые требуют серьезных вложений. На сегодняшний день мы подтверждаем только около 100 миллионов из этих средств. Тем не менее, технические службы работают и там, где находят решения, предпринимают все усилия для повышения температурного режима.
Вот мы начали про ремонты и у нас есть ряд вопросов и по ним. Например, связанных со школой №32. Слушатели интересуются, будет ли там в ближайшее время ремонт или строительство пристроя.
Вопрос с этой школой возникает постоянно. И сегодня для школы необходимо новое здание. По области строительство зданий для школ начнется с 2015 года. Реконструкция этого приведет к значительному уменьшению количества мест по санитарным номам и правила. А это может привести к тому, что школа уменьшится в разы. Мы рассматриваем вопрос о строительстве школы в районе Гальянки и, скорее всего, 32-я школа переедет в новое современное здание, которое постоят. Но вы понимаете, что это планы, которые зависят от финансирования и общей экономической ситуации. Думаю, школа 32, её имидж и авторитет сохранятся у жителей нашего города.
Игорь Евгеньевич, есть много вопросов относительно материальной помощи, которую родители оказывают школам. Должны или не должны помогать родители таким образом? И что делать, если помощь не совсем добровольная?
Если я вас правильно понял, то речь идет о так называемых «поборах». Здесь нужно уточнить. Поборы – это незаконное взимание денежных средств, которое противоречит действующему законодательству, уставу образовательного учреждения. Когда требования о внесении средств является обязательным и фиксированным, на самом деле, они не законны.
Но у каждого образовательного учреждения сформированы свои благотворительные фонды и право родителей: помогать или не помогать. Это моё личное право, я сам родитель, вносить ту сумму, которую я могу, исходя из доходов семьи. Поэтому никаких требований со стороны школ о внесении денег не должно быть. Мы постоянно сталкиваемся с подобными ситуациями, у нас бывают обращения. Мы информируем правоохранительные органы о таких ситуациях, проводим инспекторские проверки. Если факты поборов подтверждаются, то наказываем виновных вплоть до увольнения. Поэтому в каждом конкретном случае нужно разбираться. Даже внесение средств в благотворительный фонд должно документально оформляться. И администрация школы на родительских собраниях отчитывается, куда потрачены средства. Право родителей соглашаться с ними или нет. Родительские комитеты вместе с педагогами должны совместно решать этот вопрос.
Так что вопрос о поборах правовой. Управление образования дает негативную оценку подобным фактам и однозначно требует выполнения законодательства в этих вопросах.
Мы хотели предложить вам рассказать о планах, проектах на 2014 год.
Приближается Новый год. Это всегда радостный праздник для нас и наших детей. И сегодня, обращаясь к радиослушателям и коллегам, хочу пожелать, чтобы радостное настроение нас не покидало. Чтобы мы создали все необходимые условия для того, чтобы образование в нашем городе было на высоком уровне, чтобы оно было качественным и конкурентоспособным. Хочу, чтобы опыт, который получают наши дети в школах и детсадах был созидательным и носил творческий характер. Чтобы наши дети становились настоящими патриотами города и государства. Все те направления, которые существуют в школах, будут продолжены в 2014 году. Это модернизация материально-технической базы, совершенствование образовательного процесса, повышение качества образования.
И хотелось сказать, чтобы мы не были равнодушными ко всему тому, что происходит в образовательных учреждениях. Потому что многое мы можем предотвратить вместе. Желаю всем в праздничные дни успехов во всем!
Спасибо, Игорь Евгеньевич!
Управление образования хочет объять необъятное, т.е. заниматься всем кроме обучения. Должность д иректора школы превратили в чёрт знает кого. За всё отвечает директор, а как быть с непосредственно обучением? Ни для кого не секрет , что начиная с начальной школы родители вынуждены искать репетиторов для учёбы своих детей, если хотят их видеть успевающими. Не потому, что дети тупые(извините за определение), потому, что система такая.Но каждый учитель должен исполнять свои обязанности, если ребёнок не понял, объяснить. А получается урок закончился и учитель тоже.Их в первую очередь интересует зарплата. А отдача есть от увеличения зарплаты педагогам?
Вопрос питания очень сложный. А не управление ли образования готовит документацию к конкурсу ? Почему выигрывают конкурсы посторонние люди, которые не имеют в своём коллективе ни кадров, ни специалистов школьного питания. Те, кто в последнее время заняли эту нишу, своей целью ставили сбыт продуктов питания, а не приготовление вкусных и качественных обедов для детей Очень жаль директора школы № 6, которая всю трудовую деятельность отдала школе. А обвинили за работу пищеблока. Когда наведут порядок в организации питания детей? Когда в столовых будут работать специалисты, а не те кому только пристроиться на время? Надоел бардак. Дайте работать тем людям, кто действительно работает.
Кого назначили вместо Некрасовой в МУП. Уж не она ли специалистом была, а получилось что? Пример с неё предлагали брать. Получилось как всегда!!! Все люди разные и отношение к работе тоже к сожалению. Будем надеяться на лучшие времена. Всем удачи и с наступающим !!!
Полностью разделяю Ваше негодование по поводу питания, но здесь не стоит винить учителей или руководство школы. Даже управление образования тут ни при чем. Всему виной пресловутый 94ФЗ, согласно которому конкурс выигрывает тот, кто предложит наименьшую цену, а не тот, кто будет вкусно кормить деток. Причем, фирма, выигравшая тендер, скорее всего отдаст его в суб- суб- суб- подряд.
А про учителей — их жутко, пардон, имеют за плохие результаты учеников на том же ЕГЭ. Вот и получается, что весь последний год учеников готовят к ЕГЭ, а не дают знания. Плюс на учителях ОЧЕНЬ много бумажной работы. Это волокита, по-другому не назвать. Чтобы сделать что-то пустяковое, нужно написать миллион заявок, а потом еще и триллион отчетов. Как думаете, остается ли на что-то время? Не обращали внимания, что большая часть учителей-женщин незамужние?
Блин… Не хотел заступаться за учителей, а получилось именно так… Короче говоря — сейчас учителя и руководство школ ПОСТАВЛЕНЫ в такие условия. Менять их нужно СВЕРХУ. Я сейчас говорю, конечно же, об идеальных условиях, в которых учителя не намеренно не учат детей, чтоб те записались к ним же на репетиторство, и не о тех, где директора собирают деньги на новый линолеум с трехлитровым двигателем и табуном под капотом.
Да уж, невольно вспоминаются советские времена, о которых многие говорят с ухмылкой. А ведь именно тогда учителя были честнее, порядочнее, добрее к детям ( оставались после уроков, вели внекслассные занятия) школы практически все работали в 2 смены. Думаете меньше спроса было тогда с них? В то время были свои заморочки. Время изменило всех !!! Дети не болтались , а родители спокойно работали , пока их чада посещали кружки, секции и.т.д. причём всё бесплатно. Кому-то поперёк встали пионерия, комсомол. Но уже доказано временем , что это огромная ошибка.Дети стали потребителями , а раньше их призывали делать добро, учили на примерах жизни. Скажите плохое поколение выросло в советские времена? Ведь сейчас это умудрённые жизнью чиновники, руководители организаций, те же директора школ, стажисты учителя, да и простые работяги. Как быстро вы забыли чему вас учили. А ведь всего-то прошло лет 30. для кого-то это целая жизнь. Просто хочется пожелать прежде всего ЛЮДИ ОСТАВАЙТЕСЬ ЛЮДЬМИ. С каждым годом жизнь должна быть всё лучше и лучше, а что же получается? Проведите опрос среди учащихся «Кто с желанием ходит в школу» получите соответствующий ответ. становится страшновато. Всего доброго всем, с наступающим Новым годом.
Интересно где осели деньги выделенные на организацию МУП в якобы уставной фонд. Деньги не малые.
Куда потратили, на что? Может закончились, вот и стали плохо кормить и грязью заросли пищеблоки.
Дать Некрасовой привести всё в полный порядок ( если она это умеет) сдать коммисси и Роспотребнадзору все пищеблоки в соответствии с санпином, а потом и увольнять как не справившуюся с должностными обязанностями. Может быть другим не повадно будет лезть на такую ответственную работу.
пустое бла-бла-бла, а не ответы на вопросы…
Про «СД» и 90 школу так ничего и не ответил. Причем здесь престижная или нет школа, вопрос был в том, что реально далеко добираться. Про 32 и ремонт слышу уже 9 лет. Уже третий племянник там учится, а ее все обещают отремонтировать. Про питание… нашли крайнюю…и т. д.
короче …… мог и не проходить,как я и писал ранее!
Ничего конкретного, МНОГОУВАЖАЕМЫЙ ЧИНОВНИК, так и не сказал, пусть представит ситуацию, каждая мамочка прибегает в перемену и кормит свое чадо. Вот это будет цирк!!!!!!!!!!!!!!!!!! Да на самом деле страшно становится как мы относимся к детям, ведь потом это нам всем вернется «бумерангом».
Предсказуемые ответы… Все достижения — себе в актив, недоработки и упущения — виноват кто-то: система, школа, законы и пр.
смешно!
после отравления в 6 школе, сменили директора МУПа. теперь следить за питанием в школах будет владелец некого ооо, реализующий продукты питания.
а теперь давайте подумаем вместе, какое ооо будет представлять продукты питания в школы?
Да уж!!! Одной из причин отравления детей называли не качественные продукты и вдруг этим же «спецам»
отдают на » съедение» наших детей полностью. Не только плохие продукты, но и не квалифицированное приготовление блюд. Классно !!! Чья идея? Лишь бы прореху закрыть? А куда смотрят г-н Бармин и г-н Юрлов?
ОС.
Насколько я понял, вопрос об отстреле тагильскими живодёрами бездомных животных не территории школьных дворов и территориях, прилегающих к детским учреждениям не был задан. К сожалению, журналисты «ВН» и городское управление образования недооценивают опасность того, что происходит в городе. Или может быть психическое здоровье детей, для них, в отличие от физического, слишком тонкая материя.
В настоящее время даже некоторые депутаты, и даже менты стали обращать на эту проблему большее внимание. Так, недавно глава МВД РФ Владимир Колокольцев заявлял, что «если мы не создадим профилактику таких противоправных деяний, то будем бороться только со следствием, а не с причинами».
Но до Тагила это ещё не дошло.
ОС.
Когда нынешние дети станут повзрослее, многие из них задумаются:
«Что ж, вспоминать ли нам под вечер,
В передзакатный этот час,
Как, души русские калеча,
Подонков делали из нас?»
Имена и фамилии тех, кто калечит русские души известны многим в городе.
БАРБУДОС.
Ещё один вопрос, который надо было поставить.
Вот сейчас мэр Носов, не в первый раз, кстати, жалуется, или как сообщает «Между строк», «гневается» на варваров и вандалов — тагильчан, которые постоянно выламывают разные «железки». А почему бы Носову не обратиться к гор.упро с предложением каким-нибудь бы образом поучавствовать в воспитании подрастающего поколения.
В советское время, насколько я понимаю, одной из систем воспитания была система Василия Сухомлинского. В настоящее время эта система не подходит для тагильских школ. Потому что, Сухомлинский, несмотря на то что, (а может быть именно поэтому), был фронтовиком, был и всю жизнь оставался гуманистом.
Хотя полицаи замучили и убили его жену и маленького ребёнка.
Но тагильским завам и директорам надо оправдывать живодёров, услугами которых они пользуются. А Сухомлинский, как я уже говорил проповедывал и гуманное отношение к бездомным животным. Поэтому его система воспитания им не подходит.
Но тогда какую систему воспитания будет использовать (немного неправильный оборот) тагильское гор.упро., чтобы мэр Носов не «гневался» на вандалов и варваров — тагильчан?