СБ, 16 января 2021 | В Нижнем Тагиле:-13.6°C

В попытках забыть закован в памяти навечно. Выставка Музея истории ГУЛАГа работает в Нижнем Тагиле

В музее изобразительных искусств Нижнего Тагила до конца июля работает выставка «Жить или писать. Варлам Шаламов». Первую подробную экспозицию, посвящённую автору произведений о жизни заключённых, привёз в наш город Музей истории ГУЛАГа. Студентка журфака Влада Смирнова побывала на выставке и для ИА «Все новости» записала свои впечатления.

Писатель, чьё имя неоднократно пытались вычеркнуть из списка живых, говорит то, о чём нужно было молчать. Смелый, но наказанный за это качество многочисленными ссылками – Варлам Шаламов. Выставка «Жить или писать» посвящена не только известному писателю. Это не просто история жизни, но попытка ответить, пожалуй, на один из вечных вопросов: как бездумная толпа, политический режим губит талантливых людей?

Варлам Шаламов — создатель одного из наиболее известных литературных и публицистических циклов о жизни заключённых советских исправительно-трудовых лагерей в 1930-е – 1950-е годы.

На выставке представлены материалы о жизни писателя от юных лет до последнего дня. Выставка не требует экскурсовода, она говорит сама за себя: фотографии, дневниковые записи, переживания писателя, его биография. Рассматривать портреты и снимки Варлама Шаламова не легко, даже через запечатленный снимок виден тяжёлый и сильный взгляд. Страшно представить, что он перенёс: доносы, ссылки в лагеря, непонимание творчества. Верится с трудом, что один человек смог столько вынести.

Для посещения выставки нужен определённый настрой, потому как это не развлекательное мероприятие. Стоит ответственно и с уважением подойти к этому делу. Детально всё рассмотреть и прочитать. И тогда внимательный посетитель выставки как будто сам переживёт самые тяжёлые для писателя моменты. Зачем от него хотели избавиться? Чего боялись?

Произведения Варлама Шаламова изучается как в школах, так и в университетах. Автор не наставляет на путь истинный и не «читает морали о главном», как водится в русской литературе, он излагает историю, над которой нужно подумать и сделать вывод самому. Это талант, который не был сломлен многочисленными ссылками. Слово оказалось сильнее.

На выставку определённо стоит сходить: каждый экспонат, каждая фотография — это история живого человека, который смог перенести колоссальные трудности. Это нужно знать и помнить, потому что только таким образом жертвы писателя не будут напрасными.

  • 1/5

     

  • 2/5

     

  • 3/5

     

  • 4/5

     

  • 5/5

     

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

9 комментариев

  1. Шаламова нужно читать обязательно. Он Мастер рассказов. Книгу «Очерки преступного мира» просто необходимо включать в школьную программу. Никто не написал более точной и правильной книги, развенчивающей блатную романтику. Варлам Тихонович показывает всю её подлую, мерзкую и гадостную сущность. Это книга-опыт, книга-размышление, книга-предостережение.
    Короткая но очень ёмкая книга. О разнице между вором и убийцей, обычным и блатарём, о роли литературы в возвеличивании преступного мира .О жульничьей крови и тюремной пайке.

    • Да и нонешная власть как и бывшая не далеко от этого мира к сожелению ушла !

      • Да, вспомните высказывания Путина, недалекого ума, или как зад кошки нарисовал перед студентами

    • Блатари все — педерасты. Возле каждого видного блатаря вьются
      в лагере молодые люди с набухшими мутными глазами: «Зойки»,
      «Маньки», «Верки» — которых блатарь подкармливает и с которыми
      он спит.
      В одном из лагерных отделений (где не было голодно) блатари
      приручили и развратили собаку-суку. Ее прикармливали, ласкали,
      потом спали с ней, как с женщиной, открыто, на глазах всего
      барака.
      В возможность обыденности подобных случаев не хотят верить
      из-за их чудовищности. Но это — быт.
      :wonder: :wonder: :wonder:

  2. Согласен. Также ,,Колымские рассказы,, нельзя читать без содрогания. Великий человек.

  3. Политический режим губит талантливых людей… Что-то мне это напоминает. Написано как про нынешнюю власть диктатора и положение русского народа.

  4. В 1953 году был закрыт Тагиллаг — 65 лет. Только за 1942 год погибло 44,2 % заключённых. И никаких тебе выставок.

Оставить комментарий или два